История района

«Древняя и средневековая  история Алькеевского  района»

 

       Алькеевский  район - один  из южных районов республики Татарстан. Геоморфологически входит  в Черемшанский облесенный  равнинный район смешанных лесов. Рельеф района благодаря обилию речных долин достаточно пересеченный  и  в значительной  степени  облесенный. Преобладают   серые  лесные пылевато-глинистые  и суглинистые  почвы, но местами  есть и лужки деградированных черноземов, свидетельствующие о захождении на территорию  района в прошлом и степных клиньев.

       Археологически район  исследован далеко не полно,  но археологические  разведки,  проведенные  здесь в 1964 – 1968,1985гг., показали  наличие археологических  памятников  с эпохи  бронзы  и   до  позднего средневековья.  

 

История  изучения  края.

 

       Сведения  об  археологических находках с территории  современного Алькеевского района  относятся к  концу  Х1Х в. Некоторые археологические  памятники  стали  известны  в  первой  половине  ХХ  в. Особо интенсивное  археологическое обследование  проводилось в 60-х г.г. ХХ в. археологическими  отрядами  Татарской археологической экспедиции под  руководством А.Х.Халикова. Руководителями  отдельных отрядов –Р.Г.Фахрутдиновым,  П.Н.Старостиным,  Р.С.Габяшевым было описаны, а затем систематизированы  археологические памятники  различных  эпох. Сведения  о результатах  этих  исследований  отражены  в Археологической карте Республики.

 

Древняя  история (V тыс. до н.э.-VII в. н.э)

Первобытный  строй  на территории Алькеевского района

 

       Археологических  свидетельств  обитания  древних людей на  территории  современного  Алькеевского  района пока не выявлено. Тем не менее можно предполагать, что как и остальная  территория  Западного Закамья она  стал заселяться  уже  в  эпоху  каменного  века - около 60 000 лет назад. Растительность тогда   была не очень богата: хвойные, реже лиственные леса и рощицы да невысокий кустарник. Довольно  прохладное лето сменялось суровыми  морозами  и полгода  полярной  ночью. Первобытные племена проникшие  в  эти  места  были  небольшими  по  численности – не более 100 человек  и практически одинокими  на тысячи  километров. Не было  у них постоянных жилищ, поскольку приходилось  постоянно  передвигаться  вслед за дичью. В быту  они  использовали  простые  орудия: сделанные  из рога или камня остроконечники , рубила или скребла. Были  в ходу у них и деревянные  предметы. Основными занятиями  людей  того  времени  были собирательство  и охота.       На протяжении  тысячелетий немногочисленные  группы  людей постепенно осваивали этот  благодатный край. Уже  не десятками, а сотнями  исчислялась  численность  населения  здесь  10-12  лет назад. Изменилась как природа, (климат стал  значительно  мягче и похож  на современный) так  и сами  люди.  И не только внешне: в руках   их были более разнообразные  и совершенные орудия  труда  и охоты. Лук  со стелами, снабженными  кремневыми  и  костяными  наконечниками   позволял  охотиться  на крупную и мелкую  по  размерам  дичь  и даже  рыбу, которая изобильно  водилась  в водоемах. Искусно  сделанные  из  рога   серпы  со вставными  кремневыми  лезвиями  быстро  срезали  съедобные злаки  и другие  растения. Разнообразными  скребками  можно  было  обстрогать  палочку, содрать  кору  или  луб  для  поделок, очистить  от  остатков  мяса  кожу   и шкуру  убитого  животного, чтобы  изготовить  из нее  одежду.

       В 4-5 тысячелетии до н.э.  происходят грандиозные  изменения  в  жизни  населения  края.  Вместо  сезонных  поселений  и стоянок  на берегах  мелких  речушек   и озер  возникают  постоянные  поселения. Уже  не только  охота  и собирательство, но  и более  гарантированный  способ жизнеобеспечения – примитивное  земледелие  стали  активно  использоваться   человеком. Постоянное  место  жительства  привело к появлению  новых  необходимых для такого хозяйства  изобретений  как  глиняная  посуда. Кожаные  и деревянные  сосуды  были  удобно, но для  постоянного  использования  мало  пригодны.

 

Общества  скотоводов-кочевников

 

       В третьем - втором тысячелетии до н.э. обширные  степные пространства, в этом  числе  и  территорию  современного  Алькеевского  района, занимают новые  жители, образ  жизни  которых  существенно отличался  от  их  предшественников. Прежде  всего, они знали   и могли  применять  новый материал – медь  и бронзу. Сначала  эту редкостный  материал  применяли  для изготовления простых  украшений и предметов «первой необходимости».

Но самым главным богатством этого  населения стали домашние животные. Разведение лошадей, быков, коров, овец  стало основным занятием насельников края, хотя не малую  роль  в хозяйстве  играла  охота  и примитивное земледелие. Население  не было жестко  привязано  к земле если  выдавалось  засушливое  лето, истощались запасы  кормов  или  пересыхал  источник  воды, то  место  обитания  менялось. Регулярных  войн, скорее  всего  не было : в исследованных  захоронениях  очень  мало  людей со следами насильственной  смерти.

      Огромные  стада  домашних  животных  наводнили  богатые   пойменные  луга   и степные  просторы. Изобилие  кормов  делало  эти места  чрезвычайно  привлекательными  для пришельцев, и их  небольшие поселки 

становятся   привычным явлением  по берегам рек и озер. Дома  их это обширные постройки длиной  от 8  до 12м. и  шириной 6-8м. с углубленными  в землю котлованом. Они  предназначались  для проживания  вместе  нескольких семей. В центре  обжитой  территории  находилось  коллективное  кладбище. Но поскольку местожительство  было  очень  не постоянным, то места захоронений  выделялись  на местности- для погребения  родственники  или  сородичи привозили  умерших издалека и важно было не потерять это  место. Поселения этого  времени  известны у сел Старое Ямкино, Карамалы в Алькеевском районе.

       В некотором  отделении от реки и жилых поселков хорошо  были  заметны высокие земляные насыпи-курганы, под  которыми  покоился прах предков. Они были высотой до 3-4 метров и в диаметре от 3 до 15  метров. Часто форма их была  неправильной, поскольку над новыми захоронениями  делалась «свежая» подсыпка  и первоначальная насыпь  расширялась. Иногда  погребения делались по  определенному  плану   в виде   круга  или овала. Только  когда  магический  круг  из  погребений  замыкался, то насыпался  общий  курган, а рядом  выбиралось  место для   следующего.

       Следы  курганных  могильников на территории  Алькеевского  района  известны  у сел Карамалы, Старое Ямкино, Шибаши, Старое Камкино, Среднее Алькеево, Базарные Матаки, но  насколько они  сохранились на сегодняшний  день сказать  трудно. Большая часть  их распахана и не имеет внешних   признаков  на поверхности  земли. Обнаружение их  в этих  условиях- дело случая.

 

Раннегосударственные  образования скифов и сармат

 

       Не позднее УП Столетия до н.э. Господство в восточноевропейских степях переходит  к огромному  объединению ирано-язычных  племен-скифам. Основная область обитания  их  располагалась в Подонье, Подунавье и Приазовье. Однако и более северные районы посещались ими во время  кочевок. С западной  стороны  скифское государство граничило  с фракийскими  поселениями, а на востоке – с савроматами, которые  населяли  территорию  за Северским Донцом  и Доном , до самого  Приуралья . Можно  предполагать, что  воинственные  соседи скифов также  оставили свой  след  на территории  современного Алькеевского  района. Неисследованные курганы могли  быть  оставлены  и этими  племенами. Тем более, что чуть южнее археологами исследованы  могильники этого  во многом еще  загадочного народа.

 

Эпоха Великого  переселения  народов и Тюркские каганаты

 

       В Ш-1У вв. н.э.  новые волны  переселенцев  изменили  этнокультурную  ситуацию  в крае. С  востока начали свое  победоносное  шествие по Европе гунны, а с запада  под  натиском  готов  двигались на восток славянские племена.  Неумолимая  гуннская  волна лишь слегка затронула Среднее Поволжье. Зато  славяне  прочно обосновались  на   черноземных  землях Закамья. Их материальные  следы  описаны  археологами как именьковская  археологическая  культура. На территории  Алькеевского  района наиболее  крупные из них располагаются  у сел  Старые Салманы.

Историческая судьба  именьковского  населения  не совсем   ясна. Часть его под  давлением  булгарских  племен и угров  покинула  места  обитания  и передвинулась на Запад. Часть вошла в состав  населения  булгарского союза, а затем и Булгарского  государства.

                

Средневековая история .Волжская Булгария

 

       В первых веках н.э. цивилизованный мир  узнал  имя  одного из азиатских народов - болгар, появившихся на степных  просторах в Предкавказье. Их активное участие в европейских исторических  коллизиях в 1У в  внушало  уважение  и почтение  у  современников.  Им было  суждено  на обломках  непрочных  кочевых  объединений и великих  империй в VII в. н.э. в Приазовье создать  государство Великая Болгария , распад  которого стал  толчком к образованию  новой сверхдержавы - Хазарского каганата. Болгары  составили  основную  часть населения этого  государства  как центральных  районов, так  и периферии. Именно окраины Хазарии и  стали  очагами  новой  культуры  и государственными. Внутренние   миграции  привели  к широкому  расселению болгар, одно  из частей которых  во второй  половине VIII в н.э. окончательно обосновалась в Среднем Поволожье. Центром  северного   булгарского  племенного объединения  стали  степные и лесостепные  пространства  ( по современным ориентирам) в тетюшском  течении Волги  и обширная пойма Камы и Волги. В течение 100 лет сформировалась своеобразная культура населения, включившая  в себя  как  собственно  болгарские  традиции, так и культуру  соседних народов: угров, прикамских  и поволжских  финнов,  славян. Часть угров  кочевала в непосредственной близости  от этих мест, название   всего  этого  многокомпонетного  этнического образования  было  общее: булгары. На  этой основе в конце Х в. Складывается  государство вошедшее в историю как Волжская Булгария.

       Территория современного  Алькеевского района непосредственно  входила  в состав государственной территории Булгарии. Немалое число  булгарских  поселений  известно  археологам. Среди   них и многочисленные  укрепленные  поселения – остатки городов , замков  и крепостей.

Это городища Старонохратское, Староматакское, Таттюгульбаевское, Нижнекачеевское, Старокамкинское, Чувбродское, Красноключинское. Возникли они не ранее рубежа Х – ХI вв., а большей частью в ХI в. В Х в. Через  эту территорию  проходил  оживленный  торговый  путь, о чем  свидетельствуют  находки  нескольких кладов  ювелирных  украшений.

 

Золотая Орда

 

       В 1236 г. Булгарское государство было  завоевано коалиционными  войсками Монгольской Империи под  предводительством Батыя. После полугодичного  разорения  и террора Булгарии Батыева армия  ушла  на запад, оставшиеся в живых жители вернулись  на развалины  своего жилья и стали восстанавливать город. Однако сопротивление захватчикам  продолжалось. Только новый зимний карательный поход Субедея в  булгарские пределы и разгром собранных войск  заставил  билярских эмиров Баяна и Джику  действовавших  до того  в союзе  с эмиром Бачманом – кыпчаком  из орды Ольбурик и Качир-укуле из племени  асов   сложить  оружие  и покориться. Монголы здесь опробовали новую тактику ведения  войны  на Западе  в зимних  условиях, примененную  на Руси.

После  завоевания  территория Булгарии входит в состав  мировой  империи-Улуса Джучи или Золотой Орды, существовавший до начала ХУ в. Археологические  памятники этого  времени  на территории Алькеевского района  представлены  поселениями  и кладбищами и  старыми  кладбищами с  надгробными камнями Х1У в. Это Старосалманское,  Старобалыкульское, Татбурнаевское, Тяжбердинские, Ташшапкинское  кладбища, Нижнеальмурзинское  и Старочелнинское надгробия Х1Х в.

 

В период Казанского ханства территория Алькеевского района  была практически  не заселена . Большую  ее часть контролировали ногайцы

 

 История Алькеевского края во второй половине ХVI-ХIХ в.в

 

       Татарским и русским населением  территория  современного Алькеевского  района  стала  населяться в ХVII в. После завоевания Казани  войсками Ивана Грозного  и  присоединения Казанского ханства  к Русскому  государству начались миграционные процессы как татар , так  и русских. Первые  уходили на юг в поисках освобождения  от давления новой  государственной  бюрократии, а вторые – для заселения и освоения новых земель. В ХVII в. появились селения Абдул-Салманы, Н.Биктимирово, Старая Тумба, Тяжбердино  и другие

       С ХVIII в. усилилось хозяйственное освоение края, заселялись  новые  местности. В экспозиции для наиболее  зрелищного показа  заселения территории будет демонстрироваться художественно  изготовленная карта.

Кроме того, образными средствами будут  представлены  истории и легенды, связанные  с основанием  поселений.

       В начале ХVIII в. императором Петром I была  проведена административная  реформа, по которой  в созданную  Казанскую  губернию вошла и территория Алькеевского края. В 1718-24 г.г. правительство провело 

подушную перепись всего населения государства. А в 1724 г. в состав государственных крестьян были включены  и ясачные крестьяне -они тоже  стали  платить  подушную подать. Большинство государственных крестьян состояло из татар, чуваш, мари. Они платили  многочисленные местные налоги (строительные, рекрутские и т.д.) , а с татар брали  еще  и свадебный  сбор.

       Территория края  постепенно включалась в  складывающейся всероссийский рынок , активнее развивались товаро - денежные отношения.

       В ХVIII в. абсолютное большинство населения  проживало на селе и основным занятием  сельского населения  являлось  земледелие организованное  по трехпольной системе. Самыми  распространенными орудиями труда были  деревянные сохи, бороны, мотыги, цепа и др. В это же время у татар появляется  тяжелый плуг  с металлическим лемехом-сабан. Однако на неоднократно  обработанных участках земли было удобнее  использовать  русскую соху. Таким  образом , у разных народов  происходил  обмен  орудиями  труда, хозяйственными  приемами  и навыками.

       Важной  отраслью  сельского хозяйства всегда  являлось животноводство. Семьи с хорошим  достатком имели по несколько лошадей, коров, десятки овец.

       Первая  половина ХIХ в. была отмечена многими  важнейшими процессами в экономической, политической  и культурной жизни  как всей страны в целом, так и  отдельных регионов. Большинство населения Алькеевского  края  составляли  крестьяне, как  государственные ,так и крепостные (помещиков Аристовых, Оболенские, Ермоловы и  др.)Основой экономики края, как и прежде , являлось сельское  хозяйство. Среди  сельско-

Хозяйственных  культур  преобладали «серые» хлеба: рожь, овес, ячмень. Некоторый   удельный  вес  составляли   посевы  пшеницы. Расширялись  посевы  картофеля, который  из огородной  культуры постепенно становился  полевой.

       Удельный вес  предпринимательского  земледелия  был   еще  невелик.

Несложные машины, новые агротехнические приемы  еще не  получили значительного  распространения.

       И все же постепенно  стали  появляться  улучшенные  орудия  труда, разводился  породистый скот. Помещики  и крестьяне стали больше нуждаться  в товарах крупной  промышленности. Натуральный характер хозяйств постепенно утрачивался, ускорился процесс  имущественного расслоения.

       В дореформенное  время  было характерно распространение мелкой, преимущественно крестьянской промышленности- крестьянских кустарных промыслов. Многие традиционные промыслы наибольшее  свое развитие получили    именно  в это время, что  обуславливалось ростом  общественного  разделения  труда, углублением  специализации отдельных районов, усилением обмена  между  ними. Возникали и новые  виды промыслов. Чуть ли не в каждом  селе крестьяне  сверх  земледелия 

  занимались промыслами. В промысловых селах интенсивнее  шел процесс социального расслоения крестьянства. Имел  место  и промысловый отход крестьян. Так, д.Русское Тюгульбаево стала  известна  портняжно -шапочным промыслом , д.Татарский Студенец –производством  валяльно-войлочной обуви, с. Юхмачи -тележным  и бондарным промыслом.       Эта продукция производилась не только на заказ, но и на продажу.

Основным товаром, обращавшимся на  внутреннем рынке, были хлеб, скот, изделия крестьянских   промыслов, особое  значение  приобретала продукция крупной промышленности.

Основной формой  организации торговли в крае были ярмарки. Они  действовали и в  уездных  центрах, и в  отдельных крупных деревнях. В.Б.Матаках наиболее крупными  ярмарками были Покровская (в октябре), Никольская (в декабре ). В Юхмачах в сентябре проходила Воздвиженская ярмарка.

       Среди купцов были  известны имена С.Ф.Желтухина, А.П.Селиванова, А.В.Шенекерль. Кроме успешной торговли они занимались благотворительной деятельностью, на их  средства  были  построены церкви.

       Со второй половины Х1Хв. Началась новая полоса истории, Были проведены многочисленные реформы, касающиеся всех слоев населения. Было отменено  крепостное право, проведена реформа  государственных крестьян. За бывшими гос.крестьянами   закрепились существующие наделы, крестьяне объявились собственниками  наделов. Однако земля оставалась лишь в их пользовании, за что они были должны , как и прежде, вносить  в казну оброчную  подать. Обязательный выкуп казенных наделов был  предусмотрен через 20 лет.

      Произошли изменения в структуре государственного и местного управления, появились новые  судебные  органы, изменился порядок призыва в армию и т.д.

       С 1864г. стали  создаваться земства, состоящие из избранных гласных от всех  слоев населения, в т.ч. и крестьян. Они решали, в основном, вопросы местного хозяйственного значения ( работа почты, создание больниц, школы, организация мелкого кредита путем создания ссудо – сберегательных товариществ). Земства могли содержать на свои средства  ( полученных в результате введения земского сбора) врачей, учителей, статистиков, других  служащих.

       Сельское хозяйство по-прежнему было представлено зерновым производством. Теперь на рынок большинство объема  товарной  продукции земледелия стало  поступать  из крестьянских  хозяйств. В помещинх  и «крепких» крестьянских хозяйствах  стали  применяться сельскохозяйственные  машины.

       Животноводство  сохраняло натуральный, потребительский характер-скот использовался преимущественно  в качестве  рабочей  силы. Вместе  с

тем, многие зажиточные  крестьяне  поставляли животноводческую продукцию на рынок.

       Шло  расслоение крестьянства. В поисках средств некоторые крестьяне временно уходили на заработки в города и на сельскохозяйственные  работы  в другие  местности. В 1878-79 г.г. с. Ст.Салманы были  центром крупного  крестьянского выступления.

       Происходили  позитивные  изменения в области культуры  и просвещения. Открывались новые школы, повышалась грамотность сельских жителей.

Большое значение  в образовании татарского населения  имели медресе  и мектебе. Эти учебные заведения сыграли  огромную роль  в развитии татарской  национальной культуры , прежде  всего в распространении грамотности среди татар ( с.Каргали).

 

 

 История Алькеевского края ХХ- начала ХХI вв

 

       ХХ век в истории России был веком великих научно – технических достижений и крупных военно-политических потрясений. Многонациональное население страны испытано на себе действие нескольких общественно – политических  моделей общества, множество реформ  и псевдореформ, часто приводивших к ухудшению положения народа.

       ХХ век был эпохой культурных  преобразований. Для малограмотной страны наступила эра всеобщего образования  и просвещения. Начавшейся  период глобализации общества  затронул все сфере жизни. Вместе  с тем сохранились и получили новый  импульс  развития народные обычаи и устои, традиционная  духовная  жизнь.

       На пороге ХХ века  территория  современного Алькеевского  района входила в Спасский уезд Казанской губернии.

Поэтому  экспозиция раздела  будет начинаться  с демонстрацией карты уезда с показом нынешних границ  района.

       Основная часть населения Алькеевского края была занята сельским хозяйством  и регион  был  аграрным. Здесь же производилась и большая часть  продукции.

       Главным поставщиком хлеба были крестьянские хозяйства. Однако рост урожайности  наблюдался  только  в зажиточных хозяйствах; основная же масса крестьян вела  свое хозяйство  рутинным способом. « Крепкие» сельчане покупали технические  новинки, том числе применяемые  и в сельском хозяйстве. При  этом иногда использовались банковские кредиты.

В крупных  селах  стали  создаваться  ссудо-сберегательные товарищества и кассы  ссуды  которых  можно  было  использовать  также для покупок новых сельскохозяйственных орудий труда, закупки посевной материал.

В начале 20в.создаются в крупных  селениях  потребительские общества. Раскрывая  эту тему, в экспозиции будут  представлены уставы обществ, документы  кредитных  учреждений, бумажные  и металлические деньги.

       Большую роль в распространении технических  и агрономических знаний играли земства, которые  распространяли среди населения  каталоги  магазинов, предлагали  услуги  агрономов. В Б.Матаках  на протяжении нескольких лет в мае   проводились двухнедельные  курсы садоводства. В этом же  селе была  организована  прокатная станция сельскохозяйственных орудий труда.

       В 1906г. в стране началась Столыпинская  аграрная реформа, направленная на развитие  капиталистических отношений  в сельском хозяйстве  путем  ликвидации общин и образование хуторских хозяйств. При этом стал нарастать процесс  расслоения  крестьянства. По статистическим сведениям видно, что практически в каждом  селе  имелись и безлошадные крестьяне, и те , у которых  было  по несколько  лошадей и 5-6 голов  рабочего скота. Документы также показывают, что  и количество земли в хозяйствах не было пропорционально количеству  едоков-многие сельчане отдавали  земли богатым соседям.

       В большинстве сельских населенных пунктах  наблюдался уход части мужчин  в зимнее время  на сезонные заработки по  промышленные предприятия ближайших городов.

Как и по всей стране, земельных вопросов не был решен. В этих условиях крестьянство становилось объектом революционной  агитации.

       В начале ХХ в.  наблюдался промышленный переворот. Продолжала развиваться средняя и мелкая промышленность, представленная небольшими  предприятиями. Часть промышленного потенциала Казанской губернии находилась в руках  татарской буржуазии. Большую роль  в жизни  народа  играет  духовная жизнь, религиозные верования. В  экспозиции должны  быть  представлены материалы по истории мечетей и церквей, предметы религиозного культа, священные книги.

       На Алькеевской земле в с. Ст.Сихтерма (с.Хузангаево) родился в 1907 г. известный чувашский писатель Хузангай Педер. Материалы по его биографии также должны быть  представлены в экспозиции.

       Вместе с тем население все активнее втягивалось в общественно-политическую жизнь. Наступала эпоха великих  потрясений и  перемен. Прокатились волна антиправительственных  выступлений в период революции 1905-1907 г.г.,  и хотя  в крае не было о сильных, знаковых волнений, вошедших в хрестоматию  революционных  событий в крае не наблюдалось  брожение  и недовольство  имело  место  во всех  волостях. Выборы в  Государственную Думу являлись также важным фактором  политической  активности населения : собирались сходки, на которых   предлагались выборные  делегаты на волостные сходы. Это было новым явлением . В это же время  среди  населения распространялись прокламации, агитационные листовки различных  партий. В единичных количествах они были практически в каждом селе, в том числе  и на татарском языке.

        В 1914г. Россия  вступила в первую мировую войну, началась всеобщая мобилизация. Шло растущее  недовольство властями, антивоенные настроения.  

        История образования района      

Алькеевский район, как административно- территориальный центр образован в 1930 году 10 августа. До этого он входил  Спасский кантон, соответственно до этого в Спасский уезд Казанской губернии. Название района  перешло от села  Ниж. Алькеево. В 20-х годах волостным центром района стало села Базарные Матаки. Первым секретарем района был назначен Калинин, а  председателем райисполкома Садыков.

      Наш край корнями уходит в глубокую древность. Район расположен на землях древнего государства. Вожских Булгар, в середине между городами Биляр и Булгар, недалеко был город Сувар.

   О ее богатой  истории свидетельствуют многочисленные  археологические находки, а также сохранившиеся памятники истории и культуры начиная  с эпохи  палеолита. Именно здесь  на обширных территориях края  в  бассейнах рек Актай, Черемшан, Ата су, Чиялек, Ап- Ак в широкой низине Волжко- Камской поймы первые  стоянки древних  людей.

Происхождение Әлки  имеет несколько  версии. Как утверждает Илмир Мингалиев ( Ил Газиз) название произошли от его  возможного основателя  Әлки бабая. Есть мнения, что  первый слог «Эл» есть арабский  артикль, второй  мог иметь различные  варианты  звучания «ки», «кэй» и т.д.

Наш край корнями уходит    в глубокую древность. Район расположен на землях древнего  государства. Волжских Булгар в середине между городами Биляр и Болгар, недалеко был город Сувар.

На сегодняшний день по сведениям Министерства культуры РТ на территории района имеется 118 древних стоянок. Наиболее значимые   из них – это остатки городища близ села Старые Матаки и  Чувбродское городище. Первобытные и средневековые археологические находки хранятся  в Алпаровском школьном  музее. На протяжении 40 лет под руководством бывшего  учителя  школы, краеведа  и энтузиаста  Кадыра Сибаева, учащиеся школы  собирали   различные  исторические  материалы.

   На территории района сохранились 138 памятников истории и культуры. В 1960 году археологическая  экспедиция под руководством профессора Альфреда Халикова обследовала Нижне Алькеевский курган, возраст которой оказалось более 3500 лет. Это один из древнейших курганов на территории Татарстана. На территории района сохранились девять  городов- крепостей  до монгольского периода. Известные из них всему ученому миру-это Матаковское, Нохратское,  Суварско-Бурнаевское, Тюгульбаевское , Красно-Ключинское, Качеевское, Камкинское, Чув. Бродские городища.

   На территории края  сохранились 126 курганов. Курганная гряда тянется  с Алтая до Оренбурга.

   В районе много природных памятников. В лесной фауне на берегу реки Мл.Черемшан недалеко от городище Кадермет сохранилась природа ледникового периода, где на  прилегающей водной глади  Лебяжьего озеро растут Карликовые березы  которые занесены в красную книгу РТ.

Деревни и села района в большинстве  основаны в 17- 18 веках. До  этого периода наш край в царских государственных документах назывался «дикой землей», т.е. незаселенной. В середине 17 в наш край подвергается  калмыцким  набегам с этой целью  правительство Алексея Михайловича на территории края  устанавливает  «засеку» ( граница) и начинает  переселять сюда в 1658 году русских, чуваш для  противостояния  набегам и определяет засечную черту. Отсюда и появляется  история нашего края. Одни  из первых заселяют наш край переселенцы из  Касимовских земель ( ныне Рязанская область) – сергачские мишары из д.Камкино  и основывают здесь деревню с одноименным названием.

«Грамота царей и Великих  князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича  об отводе дикой  земли Казанского уезда в Нагайской  стороне в поместье  служилому из мурз татарину Дербышу Ахмиметову сыну Урманчееву». По указу Великих Государей и по грамоте из приказа Казанского Дворца, велино ему, мурзе Урманчееву из дикой земли  отмерить добрые  пашенные  земли в деревне Камкино сто двадцать  четвертей в поле  и сенных покосов на сто копеек, а жалованную в Алатырском уезде,  пашню выписать из книг , и нынешнюю пашню, жалованную землю  отписать на Москве за него  и владеть ее мурзе Урманчееву вечно, и никому  не отнимать».

Таким образом и с  письменного источника ясно, что процесс миграции с разрешения царского правительства  происходил в 17 веке. После  административной реформе Екатерины П наш край  входит в Спасский уезд. В периоды Пугачевского движения в  наши земли направляются  посланники. Пугачева, с целью организации в нашем крае  восстания, этим делам занимался отряд под руководством Усмана Тимерова. Он держал под своим  влиянием  территории  от Юхмачей до Билярска.

Как и во всей России во второй половине ХХ века наиболее значительным событием в нашем  крае явилось  крестьянское движение 1877-78 годов. Народ  поднялся на восстание, в деревнях Алпарово и Ургагары. Переизбрали  старости  разломили вышек  и объявили о воем неподчинении властям, приехавших  из волостного центра – села Баз.Матаки- чиновников прогнали.  В течении года население этих сел жило  независимо. Дело дошло до сенатов в Санкт-Петербурге и только после завершения турецкой компании в 1878 г с помощью войск здесь был установлен прежний порядок.

С началом первой революции 1905 года  население нашего края проявило общественную активность. В крае начинают распространяться газеты.

Например,житель села Тат. Студенцы Хаматсадык Монасыпов выписывал 1903 г газету «Тарземан», с 1905г- «Казан Мэхбире» . В 1910 г Йосыф мулла открывает в селе Алпарово школу для девочек.

Из наиболее интересных фрагментов истории края можно отметить строительство в 1905 году  мечети в деревне Ургагары. Историчен он тем,

 

что это мечеть , единственная в округе действовавшая даже в периоды Советской власти  в продолжающая действовать до сегодняшнего дня.

Экономика нашего края была в основном аграрной. Наиболее развитым было село Базарные Матаки. Здесь был крупный  торговый центр. В селе было семь улиц, в основном русские и на одной улице чуваши. До сих пор в селе сохраняются  добротные дома бывших купцов. Детский мир - Соколова Алексея, БТИ - Спиридонова Михаила, почта- Крылова, Сбр. касса- Манякина, совхоз Актайский - Лисенкова. Интересна история дома купца  Лисенкова. Наследник данного здания ( их выселили в 1917 году) до сих  пор жива и проживает в г. Москве. Этот дом он передает в собственность района, для организации в нем краеведческого  музея.

В селе  имелась церковь Святой Троицы, построенная 1880 году. В  Матаках были больше базары, торговать приезжали со всей,  округи. Разгар базара был в субботу  в первой половине дня, во второй половине  разъезжались. На покров, 14 октября , каждый год была ярмарка, длилось около недели. О размахе этого базара  печаталось в татарской газете «Йолдыз». Отсюда и происходит  название  села Базарные Матаки. Происхождение слова «Матаки» по одной  из версии произошло от имени владельца Матаки.

В селе имелись  две  паровые мельницы,  одна шерстобойка. Около десятка  ветряных мельниц. Улицы села были  зелеными. Имелся в селе большой пруд. Большинство крестьян были  середняками. На территории  нынешнего парка отдыха была в ту пору  базарная площадь,  где располагались деревянные лавки и крытые лабазы.

Как и по всей стране в районе в годы Советской власти идет бурное  строительство  колхозов. Первый колхоз «Канаш»  образовался в селе Старая Сихтерма. Не согласные  с коллективизацией  подвергались  репрессиям. Всего в районе репрессированных более 500 человек, в большинстве своем  это крестьяне. Репрессии подвергались по многим  статьям.

В годы  отечественной войны 6 земляков стали  Героями Советского Сююза:  К.К. Афанасьев, З.Г.Исхаков,  А.П.Чулков, С.М.Крайнов, Г.И.Филлипов, Г.Н. Шагвалиев  и трое полными  кавалерами орденов Славы: Н.Ф.Пестонов,Х.Н. Насыбуллин, М.Х.Хабибуллин.

Труд многих  алькеевцев был высоко оценен правительством. За выдающиеся заслуги в труде звания Героя Социалистического труда были удостоены В.Н. Прохоров,  Ю.И. Петрова,  А.К.Шагиахметов, К.А.Валиев.

Деревни и села района-малая родина многих прославленных на всю  республику ученых, писателей, артистов. Алькеевская земля гордится писателями Наби Даули (нов.Камкино),Салихом и Шамилем  Маннаповым ( Тат Муллино), Педером Хузангаем ( Сихтерма) и Бика Рахимовой ( Чув. Брод ) артистами Азал Ягудиным  (Нов.Челны), Асхат Хисматовым (Н. Алькеево), Мирсаит Сунгатуллиным ( Тат.Бурнаево) Резедой Тухватуллиной ( Ст.Салманы), Галией Булатовой (Н.Алькеево), Исламией Махмутовой (В.Алькеево), Рузией Мутыгуллиной (В.Алькеево) и др.

 

Так же  депутат Государственной Думы Айрат Хайруллин, четырежды рекордсмен Мира по парашютному спорту  Абдулла Фасхутдинов, чемпионка Олимпийских игр Алина Кабаева, звезда балетных танцев  Рудольф Нуриев -  наши земляки.

       В годы Великой Отечественной войны 6 уроженцев Алькеевской  земли были  удостоены  звания Героев  Советского Союза : К.К.Афанасьев, З.Г.Исхаков, Н.Ф.Пестонов, А.П.Чулков, С.М.Крайнов, Г.И.Филлипов, Г.Н.Шагвалеев.

      

Труд многих алькеевцев был  высоко оценен  правительством. За выдающиеся  заслуги  в труде  звания Героя Социалистического  труда  был  удостоен  В.Н.Прохоров. Свыше 30 человек  в районе  являются  кавалерами ордена Ленина.

       За последние  годы  экономика  района  претерпела серьезные  изменения. Значительный реформы затронули, прежде всего, сельское хозяйство  района. На сегодняшний день 7 алькеевских   предприятий объединены с ассоциациями  крестьянских хозяйств, создана агрофирма «Красный Восток-Агро» по производству высококачественного  мяса. Во всех хозяйствах  создаются  кооперативы, хозрасчетные звенья, работают 13 фермерских хозяйств.

       Алькеевская земля  стала родиной  многих известных  деятелей  науки, образования, культуры  и спорта. Среди  них: поэтесса  Б.Рахимова, актриса Г.Ф.Булатова, поэт И.С.Гибадуллин, певец М.Сунгатуллин , писатель  Н.Даули, чувашский писатель П.Хузангай , певец М.М.Сунгатуллин, журналист, член Союза  писателей  РТ Ш.Маннапов, артист ТГАТ им. Г.Камала  А.А.Хисматов, писатель  М.Валиев , народный  артист  ТАССР А.Б.Ягудин, артисты  театра комедии  и драмы им. К.Тинчурина И.Махмутова  и Р.Тухватуллиной –Акберова , артист А. Галиуллин, журналист , редактор  татарских  газет   и журналов Ф.Сайфи-Казанлы, деятель просвещения   С.Г.Вахиди , народный артист ТАССР, Р.Тухватуллин, детский писатель Д.А.Таржеманов  журналист Н.Ф.Тазиев, писатель и критик Ф.Хисматуллин, начальник  отдела  республиканской  прокуратуры Ю.М.Базин , юриста, бывший прокурор  ТАССР Х.Х.Хамидуллин, бывший прокурор ТАССР, председатель  Верховного суда РТ  С.Х.Нафиев, руководитель  юридического отдела  Кабинета Министров  РТ  Р.С.Гафиатуллин, бывший прокурор Алькеевского  района  А.И.Шайхутдинова,  помощник  председателя Госсовета РТ Т.М.Бадыгин. 

 

Последнее обновление: 5 сентября 2018, 11:49

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования