Коррупция как актуальная проблема государственной службы
Без преувеличения масштабной и серьезной проблемой в России является существование и нежелательное процветание коррупции. Со времен своего становления коррупция из криминальной проблемы развилась в полноценный негативный фактор государственного характера. Данный вид злоупотребление властью вредит государственному механизму, приводя к образованию пробоин в безопасности всей страны. Вопросы коррупции в государственной сфере всегда были и остаются актуальными, поскольку их наличие оказывает негативное воздействие на формирование и надлежащее функционирование правовой системы, экономических и общественных процессов. Главное негативное воздействие коррупции состоит даже не в падении эффективности социально-экономических и государственных процессов, а в том, что в результате ее проявления значительно ухудшается содержание деятельности государственных служащих. Указанное последствие порождает в дальнейшем ухудшение качества реализации управления обществом, изменение в отрицательную сторону положения страны на геополитическом уровне, а создает риск государственного распада и уничтожения государства как суверенного компонента.
Коррупционный аспект деятельности лиц, находящихся на государственной службе, известен еще со времен древнего мира, поскольку он стал результатом отрицательных черт человека, который обрел власть. Всеобщая коррумпированность властных структур замедляет процессы, происходящие в рамках гражданских правоотношениях, став одной из опаснейших угроз для безопасности общества и государства в целом. Сформированный на базе правоприменительной практики и международных требований комплекс мер, нацелен на поддержание эффективности механизма профилактики и противодействую проявлениям коррупции. В то же время на уровне законодательной власти регулярно проводятся мероприятия по улучшению антикоррупционного законодательства.
Правонарушение коррупционного характера представляет собой обособленное, имеющее отличительные черты, явление коррупции за которое действующим законодательством предусмотрены различные виды ответственности. Вид ответственности определяется в зависимости от степени тяжести последствий, причиной которых стало данное правонарушение. Как показывает практика, наибольшая доля от общего числа нарушений в сфере государственной службы приходится на факты получения вознаграждений, отсутствие предоставленных сведений о доходах или предоставление сведений, содержащих недостоверную информацию от них, а также несоответствующее закону управление коммерческими предприятиями государственными должностными лицами.
В целях исключения коррупционных проявлений необходима планомерная реализация мероприятий различного характера, что требует особых усилий и ответственности.
Необходимо выделить ряд основных в настоящее время способов удержания и пресечения коррупционных проявлений.
В первую очередь, это системы профилактики и предупреждения правонарушений с коррупционным элементом.
Еще один способ пресечения коррупции связан с повышением строгости и тщательности проверки данных о доходах государственных служащих, в рядах которых нередко встречаются лица, скрывающие каким-либо образом имеющееся имущество или банковские счета.
В рамках борьбы с коррупцией и необходимо выделить наиболее конкретные проблемные аспекты, решение которых и позволит исполнить главную задачу ее реализации. Первым аспектом, на который также обращают внимание современные правоведы, является необходимость образования политического и административного слоев в пределах общества, участники которого претендуют на участие в государственном управлении. Иными словами, государству и уже развитому обществу в настоящее время необходим открытый и прозрачный процесс обучения и подготовки предполагаемых руководящих кадров для различных уровней управления. В основу обучения должны быть заложены принципы добросовестного служения обществу и государству, а также приобщения к первоочередной заботе о каждом их представителе.
Второй аспект раскрывается в необходимости осознания главных основополагающих начал формирования российского государства. Общество должно понимать, что Россия – демократическое государство, а как известно демократия также бывает разной в силу отличий исторических событий и традиций, национальных особенностей и много другого. Однако цель любой демократии так или иначе состоит в установлении соответствующего материально-экономического положения общества. Исследования зарубежного опыта борьбы с коррупцией позволяет вычленить некоторые особенности. В первую очередь, стоит отметить, что наиболее эффективно мероприятия по сдерживанию коррупционных явлений реализуются в условиях высокого благосостояния населения. Следовательно, снижение показателя бедности станет небольшим шагом к переменам в части социального и нравственного создания общества.
Чистопольский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан